«Я до сих пор помню это впечатление — такое же чувство бывает у человека, который впервые в жизни приехал на море», — так описывает посещение Кантонской ярмарки импортных и экспортных товаров 2013 года сооснователь Kitfort Андрей Зоренко. Выставка стала для него открытием — предприниматель увидел огромное количество интересных новинок в сфере бытовой техники и решил превратить свою компанию по продаже индукционных плит в бренд товаров для кухни и дома с широким ассортиментом. Компания старалась работать в нишах, где спрос только начинал формироваться, а также одной из первых активно занялась продажами техники в онлайне.
Стратегия оказалась успешной: в 2024 году выручка Kitfort достигла 14,5 млрд рублей, а количество проданных единиц техники превысило 4 млн. Росту продаж способствовало развитие e-com, пандемия 2020-го, а также уход европейских брендов в 2022 году.
Временное решение
Андрей Зоренко начал заниматься бытовой техникой вскоре после вуза: он окончил Санкт-Петербургский горный университет по направлению «Экономика горного предприятия», но по специальности работать не стал. Он устроился в сеть магазинов бытовой техники «Семь холмов» региональным менеджером по продажам и за пять лет вырос в должности — стал директором по региональному развитию. Вместе с Зоренко в «Семи холмах» работали Марина Феоктистова и Александр Сусляков, впоследствии ставшие соучредителями Kitfort.
Зоренко говорит, что всегда ощущал потребность открыть свой бизнес. Такая возможность появилась в 2010-м: Феоктистова съездила в Китай и прислала Зоренко MMS-сообщение с фотографией настольной индукционной плиты. В России на тот момент индукционные плиты уже продавались, но представленные модели были довольно простыми. Более дорогих и качественных изделий, на которые обратила внимание Феоктистова в Китае, в России не было. Андрей загорелся идеей и начал изучать рынок.
Зоренко и Феоктистова приняли решение уволиться из «Семи холмов» и основать компанию по продаже индукционных плит под брендом Kitfort. Вместе с ними из компании ушел Сусляков. Предприниматели начали искать производителей в Китае. «Мы искали представителей заводов на сайте Alibaba, общались с ними на ломаном английском. Заказали образцы у четырех или пяти фабрик, разобрали их, посмотрели и выбрали тот, что понравился больше», — вспоминает Зоренко. Вложения на старте составили $50 000 из личных сбережений: 70% суммы инвестировал Зоренко, еще 30% — Феоктистова, так же они распределили доли в компании. Большая часть денег пошла на закупку двух контейнеров индукционных плит, оставшееся предприниматели вложили в аренду небольшого офиса в Петроградском районе Санкт-Петербурга и работу дизайнеров.
В марте 2011 года приехала первая партия товара. Практически сразу большую часть выкупил один клиент из Москвы. С ним и другими первыми покупателями Зоренко был знаком благодаря работе в «Семи холмах». Стоимость одной плиты по оптовой цене составляла примерно 1560 рублей. Выручка Kitfort в первый год работы, согласно СПАРК, составила 11 млн рублей, чистая прибыль — 95 000 рублей.
В 2012 году к Kitfort присоединился Роман Свириденко — однокурсник Андрея, построивший карьеру в компании, торговавшей гипсокартоном. Свириденко предложил предпринимателям попробовать договориться о продажах индукционных плит с крупной торговой сетью товаров для ремонта и строительства «Максидом». Свириденко сам назначил встречу с ретейлером, поучаствовал в переговорах и помог заключить контракт. Индукционные плиты покупали в основном для дачи или как временное решение в новые квартиры, поэтому в «Максидом» они нашли свою аудиторию. В том же году Свириденко стал совладельцем Kitfort — он получил 10% компании (сумму сделки он не раскрывает), свидетельствуют данные СПАРК. Выручка компании по итогам 2012-го увеличилась до 32 млн рублей.
Фабрика новинок
Кантонская ярмарка 2013 года стала для предпринимателей открытием: помимо ассортимента, их приятно удивила готовность фабрик обсуждать любые идеи и дорабатывать продукцию по запросу заказчиков. Компания сделала ставку на технику, которая была не слишком распространена на российском рынке, но имела потенциал для роста. К примеру, на старте Kitfort не производила утюги — ниша была занята крупными брендами, с которыми основатели не хотели конкурировать напрямую. Вместо этого они сконцентрировались на новинках: в разное время удачными товарами становились отпариватели, соковыжималки, мультиварки, планетарные миксеры и прочее, перечисляет Зоренко. По его словам, этого принципа компания придерживается до сих пор. Фокус на растущих сегментах рынка — верная стратегия, она дает возможность развиваться опережающими темпами, получить дополнительные рынки сбыта и, как следствие, новых покупателей, отмечает бизнес-аналитик дистрибьютора электроники «Марвел-Дистрибуции» Артур Махлаюк.
Выручка Kitfort по итогам 2013 года составила 80 млн рублей. Партнерами компании, помимо «Максидом», были отдельные магазины бытовой техники и небольшие региональные розничные сети, с которыми тоже не всегда удавалось договориться о сотрудничестве. А крупные ретейлеры не были заинтересованы в работе с небольшим брендом.
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru