Герой нового выпуска — волгоградский предприниматель Евгений Купко, основатель ресторанных сетей «БлинБери» и «СушиВесла» (совокупный оборот 4,5 млрд рублей). В нулевых, занимаясь видеопрокатом, он часто ездил в Москву на автобусе, закупал кассеты на продажу. Приезжая на Павелецкий вокзал, он неизменно заглядывал в «Теремок» за любимыми блинчиками с персиковым вареньем. Именно там у него зародилась мечта открыть однажды свои блинные, в память о родительском доме и блинах, которые по выходным пек отец.
Изучив предложения крупных брендов, таких как KFC, Subway и «Теремок», Евгений принял решение начать собственное дело. Сейчас он каждый день консультирует франчайзи-партнеров и знает о проблемах, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели при выборе франшизы. Этим опытом он поделился в выпуске.
Что такое предпринимательство
«Это точно выход из зоны комфорта, и нужно быть готовым психологически. И понимать, кто твое окружение: готова ли супруга к таким рискам, потому что ты же приносишь риски в дом. Выйти в предпринимательство — это всегда конфликт внутренний, конфликт с самим собой. Мы видим, как ребят выворачивает, как зомби, <...> перерождение проходят.
Предпринимательство, на мой взгляд, излишне романтизируют. С одной стороны, не поймешь, пока не узнаешь сам, а с другой стороны, очень важно учитывать, что ты в моменте точно сделаешь шаг назад: и в собственном комфорте, и в собственном развитии. Ты начнешь заниматься тем, чем раньше не занимался. Готов ли ты к этому? Морально нужно быть готовым».
Обдумать и взвесить
«Любое решение, бизнес-решение — это всегда анализ. Никогда не забуду фразу [Сергея] Галицкого, он взял ее у какого-то шахматиста: «В шахматах важнее анализировать текущую ситуацию на доске, нежели следующий ход».
Когда ты заходишь в какой-то проект, очень важно детально проанализировать, что за проект, что за бизнес, какие у него сильные и слабые стороны, и самое главное — свою готовность к этому проекту. Очень много всяких «мэтчей» должно сложиться».
Открываться на последние
«Я категорически не рекомендую открываться на последние, тем более закладывать квартиру. Если она у тебя пятая, то, наверное, никаких проблем: заложи, да и все. Условно, тебе нужно 11 000 000 рублей на пекарню, 3 000 000 не хватает или даже 5 000 000 — я бы открылся, никаких вопросов, тем более это франчайзинг и есть бизнес-модели, расчеты и все остальное. Но я считаю, что нельзя начинать на последние, лучше привлеки партнера.
На входе я бы, наоборот, чуть перезаложился: тебе говорят, что ресторан будет стоить 10 000 000 рублей — я бы заложил 12 000 000».
Уменьшаем риски
«С одной стороны, покупая франшизу, ты всегда сильно уменьшаешь свои риски. Какие типы рисков? Управленческие: <...> все, что связано непосредственно с бизнес-моделью. Риск узнаваемости бренда, ошибки выбора места, <...> юридический риск с договором, например. Мы говорим, каким должен быть договор, на что обращать внимание, где «красные флажки», на что нельзя соглашаться. То есть мы делимся своим опытом, в том числе негативным, и говорим: не надо на это соглашаться, вот наши рекомендации. <...> И это сильно уменьшает риски закрыться через месяц-полгода, вообще на всю жизнь закрыть для себя тему предпринимательства. А с другой стороны, есть риски, на которые даже мы не можем повлиять».
Пахать все равно придется
«С одной стороны, нельзя все чернить в предпринимательстве, а с другой стороны, вторая грань — это когда ребята излишне упрощают процессы и не готовы к трудностям. То есть кажется, что я сейчас проинвестирую и все будет работать. Это же франшиза — она должна сама работать. Я же паушальный взнос заплатил? Заплатил. Роялти плачу? Плачу.
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru