«Мы все время кроссовками увлекались, они были средством самовыражения. Еще когда я играл в волейбольной команде, форма у всех была одинаковая и отличалась только обувь», — признается Антон Трунов. В его гардеробе сейчас больше 50 пар, а школьное увлечение за девять лет выросло в мультибрендовый ресейл-проект Sortage. Сделать это Трунову помогли не только уход иностранных брендов из России в 2022 году, но и активный инфлюенс-маркетинг и погруженность в сникер-культуру (движение ценителей спортивной обуви, в частности кроссовок, которое объединяет коллекционеров и модников, неравнодушных к уникальным находкам). Сейчас у него два бутика в Москве и интернет-магазин, а среди покупателей — рэпер и бизнесмен Тимати, блогеры Татьяна Старикова и Ян Топлес и другие звезды.
Forbes рассказывает, как Трунов создал магазин, конкурирующий с ЦУМом и Oskelly.
Forbes рассказывает, как Трунов создал магазин, конкурирующий с ЦУМом и Oskelly.
Полтора года в очередях
Одним из школьных увлечений Трунова был волейбол: в девятом классе он даже переехал в Казань, где полгода проучился в училище олимпийского резерва. Там подросток играл в молодежной лиге за команду «Зенит УОР-Казань». Но вскоре понял, что не хочет связывать свою жизнь с большим спортом — из-за жесткого графика, тренировок шесть дней в неделю и отсутствия времени даже на учебу. Так он вернулся в Москву и, будучи десятиклассником, стал искать способы заработать. Семья его жила небогато. Трунова же вдохновляли люди, которые хорошо выглядели, ездили на дорогих машинах и путешествовали. «Я каждый вечер смотрел разные видео [блогеров] и понимал, что рано или поздно должен оказаться там», — признается он.
Об идее перепродавать лимитированные кроссовки Трунов и его друг узнали от сверстников-скейтбордистов. Они рассказали им о ресейле и кемпах, очередях за кроссовками из сотен человек, а еще о том, что можно купить лимитированную пару и перепродать ее с хорошей наценкой.
В 2015–2016 годах в России как раз началась волна популярности ресейла, рассказывает главный редактор газеты о кроссовках Kickspaper Сергей Будачев. Первый всплеск интереса вызвали дебютные adidas Yeezy Boost 750, вышедшие в феврале 2015 года. «Такая истерика по поводу кроссовок — это абсолютно точно в первый раз», — писал журналист Андрей Подшибякин о московском ажиотаже вокруг тогдашней новинки. Продавцам магазина Fott, например, предлагали 30 000 рублей сверху за пару.
В дальнейшем практически каждый лимитированный релиз, в том числе других брендов, формировал вторичный рынок, продолжает Будачев. Молодежь поняла, что редкие кроссовки — это быстрый способ заработать денег. Локальные ценники иногда были «сумасшедшими» из-за объема стока, который попадал в Россию — например, приходило всего 100 пар, а желающих купить были тысячи. «Помню случаи, когда пара за 15 000 рублей продавалась за 150 000 рублей», — рассказывает эксперт.
Первые лимитированные кроссовки, adidas Yeezy Boost 350 Beluga, Трунов и его друг купили в Brandshop, простояв в очереди полдня и ночь. Они потратили на них 17 000 рублей и тут же продали их перекупщику из той же очереди за 40 000 рублей. «Было ощущение чего-то нереального: мы заработали каждый по 11 500 рублей практически на пустом месте», — вспоминает Трунов.
Заработанные деньги друзья пустили в оборот — начали покупать новые кроссовки и продавать их дороже. Обувь доставалась тому, кто готов был заплатить больше, в очереди или в группах во «ВКонтакте» — так и формировалась наценка. Трунов привлек еще нескольких знакомых, которые согласились стоять за кроссовками — за это он платил им 4000–6000 рублей. Так полтора года его жизни практически прошли в очередях: новые релизы появлялись раз в пару недель. В месяц предприниматель продавал по 30–40 пар кроссовок — самым большим спросом тогда пользовались adidas Yeezy.
Со временем Трунов переключился с перекупщиков на конечных покупателей — чтобы больше продавать. Первый клиент пришел через объявление на «Авито». Дальше работало сарафанное радио, появлялись постоянные покупатели. Своей целевой аудиторией Трунов называет людей, которые следят за трендами и готовы платить от 50 000 до 250 000 рублей за пару — это в основном девушки 25–40 лет, а также владельцы бизнесов и дети состоятельных родителей.
В 2018 году случилась, как говорит Трунов, «поворотная сделка». В день открытия Чемпионата мира по футболу в России стартовали продажи новой коллекции футбольной экипировки Football, Mon Amour от Nike и Off-White. Один из клиентов Трунова, крупный бизнесмен, захотел подарить футбольной команде форму из этой коллекции (имя клиента и название клуба предприниматель не раскрывает). Сложность заключалась в том, что в России было трудно найти 11 комплектов нужных размеров даже у ресейлеров. Трунов и его друг связались со знакомыми в США, отправили туда своего человека и параллельно с этим писали ресейлерам в Европе, у которых могли быть вещи из коллекции. «Нельзя было просто нажать кнопку и сделать заказ, в магазинах форму раскупали моментально. Нужно найти вещь, убедиться в ее оригинальности, договориться с ресейлерами из разных стран о цене и логистике, отследить, чтобы все пришло вовремя», — поясняет Трунов. За две недели ему и его другу удалось собрать около 90% заказа. На нем предприниматель заработал несколько миллионов рублей, на которые купил первую машину — BMW 5 с минимальным пробегом.
Трунов пробовал себя и в другом бизнесе. На первом курсе Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС он вместе с другом открыл около станции метро «Курская» точку с кофе навынос и даже привлек на ее запуск 500 000 рублей. Однако она не выдержала конкуренции с другими кофейнями, и через три месяца ее пришлось закрыть.
Кроссовки при этом продавались все лучше и лучше. В 2018 году — около 60 пар в месяц. Особым спросом пользовалась коллаборация Nike и Off-White, затем в моду вошли Air Jordan.
Для прямой продажи Трунов закупал небольшое количество кроссовок на сумму 200 000–400 000 рублей. Их он хранил в родительской квартире, оборудовав деревянными стеллажами одну из комнат. «Мама переживала, что кроссовки занимают так много места, и не понимала, почему люди готовы их покупать за такие деньги. И все же она гордилась мной и даже помогала вести учет в тетрадке», — делится Трунов.
Большая часть продаж при этом приходилась на модели, которые были в наличии у других ресейлеров. Наценка Трунова на них составляла 50–120%. «Можно было поставить высокий ценник на особенно редкие модели, продать и заработать много с одной сделки. Или клиент мог сказать, что это дорого, и цену нужно было снизить — все строилось на коммуникации», — объясняет Трунов.
На стоимость кроссовок влияли и другие факторы, например время. По словам предпринимателя, многие ресейлеры покупали эксклюзивные модели, но не продавали их сразу, а предпочитали придержать. Спрос на лимитированные кроссовки превышал предложение, особенно когда речь шла о ходовых размерах (41–42-й у мужчин и 37-й у женщин). Со временем они росли в цене. Кроме этого, работал все тот же принцип best offer: ресейлеры связывались с несколькими потенциальными покупателями и выбирали того, кто готов заплатить больше.
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru
Об идее перепродавать лимитированные кроссовки Трунов и его друг узнали от сверстников-скейтбордистов. Они рассказали им о ресейле и кемпах, очередях за кроссовками из сотен человек, а еще о том, что можно купить лимитированную пару и перепродать ее с хорошей наценкой.
В 2015–2016 годах в России как раз началась волна популярности ресейла, рассказывает главный редактор газеты о кроссовках Kickspaper Сергей Будачев. Первый всплеск интереса вызвали дебютные adidas Yeezy Boost 750, вышедшие в феврале 2015 года. «Такая истерика по поводу кроссовок — это абсолютно точно в первый раз», — писал журналист Андрей Подшибякин о московском ажиотаже вокруг тогдашней новинки. Продавцам магазина Fott, например, предлагали 30 000 рублей сверху за пару.
В дальнейшем практически каждый лимитированный релиз, в том числе других брендов, формировал вторичный рынок, продолжает Будачев. Молодежь поняла, что редкие кроссовки — это быстрый способ заработать денег. Локальные ценники иногда были «сумасшедшими» из-за объема стока, который попадал в Россию — например, приходило всего 100 пар, а желающих купить были тысячи. «Помню случаи, когда пара за 15 000 рублей продавалась за 150 000 рублей», — рассказывает эксперт.
Первые лимитированные кроссовки, adidas Yeezy Boost 350 Beluga, Трунов и его друг купили в Brandshop, простояв в очереди полдня и ночь. Они потратили на них 17 000 рублей и тут же продали их перекупщику из той же очереди за 40 000 рублей. «Было ощущение чего-то нереального: мы заработали каждый по 11 500 рублей практически на пустом месте», — вспоминает Трунов.
Заработанные деньги друзья пустили в оборот — начали покупать новые кроссовки и продавать их дороже. Обувь доставалась тому, кто готов был заплатить больше, в очереди или в группах во «ВКонтакте» — так и формировалась наценка. Трунов привлек еще нескольких знакомых, которые согласились стоять за кроссовками — за это он платил им 4000–6000 рублей. Так полтора года его жизни практически прошли в очередях: новые релизы появлялись раз в пару недель. В месяц предприниматель продавал по 30–40 пар кроссовок — самым большим спросом тогда пользовались adidas Yeezy.
Со временем Трунов переключился с перекупщиков на конечных покупателей — чтобы больше продавать. Первый клиент пришел через объявление на «Авито». Дальше работало сарафанное радио, появлялись постоянные покупатели. Своей целевой аудиторией Трунов называет людей, которые следят за трендами и готовы платить от 50 000 до 250 000 рублей за пару — это в основном девушки 25–40 лет, а также владельцы бизнесов и дети состоятельных родителей.
В 2018 году случилась, как говорит Трунов, «поворотная сделка». В день открытия Чемпионата мира по футболу в России стартовали продажи новой коллекции футбольной экипировки Football, Mon Amour от Nike и Off-White. Один из клиентов Трунова, крупный бизнесмен, захотел подарить футбольной команде форму из этой коллекции (имя клиента и название клуба предприниматель не раскрывает). Сложность заключалась в том, что в России было трудно найти 11 комплектов нужных размеров даже у ресейлеров. Трунов и его друг связались со знакомыми в США, отправили туда своего человека и параллельно с этим писали ресейлерам в Европе, у которых могли быть вещи из коллекции. «Нельзя было просто нажать кнопку и сделать заказ, в магазинах форму раскупали моментально. Нужно найти вещь, убедиться в ее оригинальности, договориться с ресейлерами из разных стран о цене и логистике, отследить, чтобы все пришло вовремя», — поясняет Трунов. За две недели ему и его другу удалось собрать около 90% заказа. На нем предприниматель заработал несколько миллионов рублей, на которые купил первую машину — BMW 5 с минимальным пробегом.
Трунов пробовал себя и в другом бизнесе. На первом курсе Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС он вместе с другом открыл около станции метро «Курская» точку с кофе навынос и даже привлек на ее запуск 500 000 рублей. Однако она не выдержала конкуренции с другими кофейнями, и через три месяца ее пришлось закрыть.
Кроссовки при этом продавались все лучше и лучше. В 2018 году — около 60 пар в месяц. Особым спросом пользовалась коллаборация Nike и Off-White, затем в моду вошли Air Jordan.
Для прямой продажи Трунов закупал небольшое количество кроссовок на сумму 200 000–400 000 рублей. Их он хранил в родительской квартире, оборудовав деревянными стеллажами одну из комнат. «Мама переживала, что кроссовки занимают так много места, и не понимала, почему люди готовы их покупать за такие деньги. И все же она гордилась мной и даже помогала вести учет в тетрадке», — делится Трунов.
Большая часть продаж при этом приходилась на модели, которые были в наличии у других ресейлеров. Наценка Трунова на них составляла 50–120%. «Можно было поставить высокий ценник на особенно редкие модели, продать и заработать много с одной сделки. Или клиент мог сказать, что это дорого, и цену нужно было снизить — все строилось на коммуникации», — объясняет Трунов.
На стоимость кроссовок влияли и другие факторы, например время. По словам предпринимателя, многие ресейлеры покупали эксклюзивные модели, но не продавали их сразу, а предпочитали придержать. Спрос на лимитированные кроссовки превышал предложение, особенно когда речь шла о ходовых размерах (41–42-й у мужчин и 37-й у женщин). Со временем они росли в цене. Кроме этого, работал все тот же принцип best offer: ресейлеры связывались с несколькими потенциальными покупателями и выбирали того, кто готов заплатить больше.
ИСТОЧНИК: https://www.forbes.ru